![]() |
"Мы не можем изменить вчера,
но мы можем изменить завтра."
Служба психолого-педагогического сопровождения
Каспийского института морского и речного транспорта
имени генерала-адмирала Ф.М. Апраксина – филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
Часть - 1
Каждый знает, что взаимодействие коллектива во многом зависит от характера взаимоотношений между его участниками. Эта проблема особенно остро стоит для всех тех, кто работает в море, постоянно находится длительное время в ограниченном пространстве и в одном и том же коллективе людей. Именно с такой ситуацией придётся сталкиваться курсантам института на практике и после окончания обучения.
Не так много в Каспийской столице учебных заведений высшего образования, в которых есть своя психологическая служба. Чтобы их сосчитать хватит пальцев на одной руке. А колледжей, располагающих подобной структурой и того меньше. В Каспийском институте морского и речного транспорта служба психологической поддержки существует с момента создания института. Психологическая служба Каспийского института, в составе педагога-психолога Бабушкиной Ольги Юрьевны (телефон: 8-927-280-11-42) и психолога Михеевой Валентины Владимировны оказывает необходимое психологическое сопровождение участникам образовательного процесса, а именно:
- Обеспечивает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, в том числе занятия и консультации по запросу командиров-наставников, кураторов, преподавателей, и личных обращений курсантов (студентов).
- Выявляет основные проблемы и определяет причины их возникновения, пути и способы разрешения.
- Оказывает содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально–психологического климата, формированию у обучающихся способностей к саморазвитию и самосовершенствованию в социуме.
- Выявляет нервно-психическую устойчивость курсантов, студентов причины нарушений межличностных отношений с родителями, сверстниками.
- Осуществляет диагностическую и коррекционную работу с курсантами, требующими особого внимания.
- Поддерживает психическое здоровье обучающихся, развивает личностный потенциал в выстраивании их перспективных целей, связанных с развитием профессиональной идентичности, построением профессиональной карьеры.
- Проводит психологическую профилактику и просвещение.
- Осуществляет коррекционно-развивающую деятельность (проведение тренингов, развивающих занятий), психологическое консультирование (личные обращения, телефон доверия, оффлайн-запросы), работа с иностранными студентами, психологическое сопровождение сирот, методическая поддержка кураторов.
Но это сухие фразы, а в чём конкретно заключается постоянная работа службы педагогов-психологов Каспийского института? Давайте разберёмся подробно.
Главной целью службы психолого-педагогического сопровождения является поддержание психического здоровья личности в среде образования, и последующая быстрая адаптация к условиям работы на флоте.
На первом курсе курсанты, особенно факультета среднего профессионального образования, и студенты сталкиваются с затруднениями в процессе социально-психологической адаптации.
На втором курсе у некоторой части обучающихся возникают ощущения-чувства разочарования в выборе профессии, несоответствия индивидуальных особенностей требованиям к личности специалиста, потеря интереса к учёбе.
Третий курс является переломным моментом в развитии профессиональной направленности и самоосознания обучающихся. В этот период часто сталкиваются со снижением мотивации к учебно-профессиональной деятельности, эмоциональной отчуждённостью от образовательного процесса. Пройдя этот сложный отрезок, курсанты и студенты начинают более точно понимать себя, и самоутверждаться в своём выборе.
Для курсантов и студентов выпускных курсов важными являются вопросы трудоустройства, профессиональной идентичности, удовлетворения полученной базой знаний, умений и навыков, конкурентоспособности на рынке труда.
Все эти проблемные моменты психологического, физического и морального взросления и прорабатываются с обучающимися работниками службы психолого-педагогического сопровождения филиала. В этом и заключается конкретная и очень кропотливая, строго личностно ориентированная и индивидуальная работа специалистов с курсантами и студентами.
Следует сказать, что проработка этих психологических вопросов проходит в тесном контакте с родителями обучающихся, что только усиливает и ускоряет положительный эффект.
Для чего это всё надо делать, ведь подобные этапы переосмысления и критических переходов испытывают на себе большое количество студентов в любом колледже или вузе. Так почему же именно в морской образовательной организации столь важна психологическая служба с профессионалами во главе?
Будем честными, напряжённая многомесячная вахтенная деятельность специалистов на постах, жизнедеятельность на воде негативно влияют на протекание мотивационных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных и моторных психических процессов моряков, а особенно если моряк ещё очень молод и не имеет достаточного жизненного опыта и высокой профессиональной психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.
Именно поэтому, практически каждый курсант Каспийского института на протяжении своей учёбы проходит обязательные курсы-тренинги, которые позволяют будущему моряку быстрее и комфортнее адаптироваться к условиям флотской работы. Теоретические занятия и специальные тренинги проверяются уже на первой практике, возвращаясь с которой все курсанты проходят специальный курс реабилитационных занятий, направленных на быстрое возвращение к обычной жизни и учёбе, с проработкой рефлексии личностного восприятия периода практики, с первого и до последнего её дня.
Но это только первая часть работы психологов Каспийского института.
Ещё одним важным этапом работы является отработка навыков вхождения в новый коллектив, т.е. работа с курсантами по умению встраиваться в новые социальные условия без потери своего «Я». Психологическая подготовка в институте направлена на более быструю и максимально комфортную адаптацию вхождения в новый коллектив - экипаж, формирование адаптированности и психологической устойчивости, навыков психической саморегуляции, (курсантам раздаются памятки, методические рекомендации), создание внутренних источников высокой активности и самоотверженности в эктстримальной обстановке, совершенствование показателей профессиональной дееспособности всех психических функций. Формирование слаженности и социально-психологической устойчивости коллективов на основе традиций товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки. Формирование слаженности и социально-психологической устойчивости в коллективе, умение работать в команде и, что очень важно для современной молодёжи, подчиняться старшим по должности и званию.
Мы рады Вас видеть и решать вопросы вместе!
Занятие от психолога Михеевой Валентины Владимировны – «Кто я в коллективе?» с обучающимися