Наверное, этот пост будет очень интересен родителям курсантов младших курсов Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина.
Ни для кого не секрет, что будущий офицер, пусть даже и гражданского флота, должен в первую очередь, вместе с высокими профессиональными навыками быть очень организованным и дисциплинированным. Но в юном возрасте к порядку и дисциплине приучаются неохотно. А если добавить к этому и перестройку в связи с новыми требованиями к учёбе и распорядку дня, то становится совершенно понятно, что адаптация первокурсников на факультете среднего профессионального образования к новой жизни есть процесс сложный и не быстрый. Но реалии учёбы и быта курсанта морского вуза не терпят какой-либо раскачки. Именно по этим причинам на факультете среднего профессионального образования Каспийского института существует неофициально, а по инициативе самих курсантов старшекурсников, при активной поддержке и помощи Организационно-строевого отдела и руководства института особая группа активной молодёжи, называемая «Командир-наставник».
Мы решили поговорить с одним из активистов этого движения, курсантом 2 курса Владиславом Шалиным. Задав ему несколько вопросов, предлагаем вашему вниманию скромный рассказ о заботе старших над младшими, о наставничестве.
Владислав. Расскажите, а кто это вообще такой – Командир-наставник?
Данная должность досталось мне в начале сентября. Мне доверили группу 15-СВ. Командир наставник это курсант старшего курса, с активной жизненной позицией, хорошей учёбой и личной дисциплиной. Командир-наставник, можно сказать, приглядывает, следит за курсантами первого курса и помогает им более легко войти в непростую курсантскую жизнь. Он помогает первокурсникам в строевых подготовках в организационных и бытовых вопросах, контролирует посещаемость учебных занятий и дисциплину.
Можно сказать то что командир-наставник из числа старшекурсников это второй классный руководитель, куратор группы. Вот только классный руководитель отвечает за учебный процесс, а командир-наставник отвечает за большой круг организационных вопросов. Так же, это работа с группой по ознакомлению с уставом института, да и просто поделиться своим опытом, упростив жизнь первокурсника.
Для чего нужен командир наставник? Разве не командир роты является её наставником? Он же так и называется – «Командир наставник учебной роты»?
Да, вы правы. Но, Командир роты работает со всей ротой, а это почти 300 человек. И он физически не может охватить сразу всё и всех. А командир-наставник работает всего с одной, максимум с двумя группами. Моя деятельность не распространяется на всю роту она идёт только на конкретную группу, которую хорошо знаю, а первокурсники знают и доверяют мне. А если идёт речь о работе со всей ротой, то это как это по линии активиста профильного направления «Юнги Юнармии».
Командир роты может не заметить какой-то «минус» одного курсанта из 300… Вот как раз в таких ситуациях командир-наставник «отрабатывает» лично с теми курсантами у которых что то не получается.
Также идёт облегчения работы классному руководителю. Например, запланировано мероприятие, а классный руководитель по объективным причинам просто не может. Командиру-наставнику из числа старшекурсников в этом вопросе проще. Он может сам справиться с мероприятием и группой на нём.
Также идёт психологическое и личностное взаимодействие. Если курсант натворит каких-либо дел и чувствует за собой вину, он вряд ли признается классному руководителю или командиру роты (старшему человеку). Вот как раз в таких ситуациях командир-наставник из числа курсантов сможет не просто выслушать своего подопечного, но и понять, и подсказать правильные решения по выходу из ситуации. Ему будет проще признаться или посоветоваться с командиром-наставником о проблемах и постараться их вместе верно решить.
А не получается так, что командиры-наставники пропускают занятия из-за своей добровольной общественной нагрузки?
Конечно же, нет. Учебный процесс проходит в штатном режиме. Ведь мы работаем с группами до занятий (утренний развод, поднятие флага, общее построение и т.д.), и после занятий (выездные мероприятия, строевая подготовка, строевые смотры, самоподготовка, активный отдых и спорт и.т.д.)
Также, лично, по моему мнению, родители будут более спокойны за своих детей в новых условиях обучения вне привычной школы, поскольку они не брошены. А ведётся активная помощь и контроль, в плане дисциплины и других возможных проблем.
Другими словами можно сказать, что командир-наставник это, как командир взвода в армии.
А что такое взвод в Каспийском институте? Как вообще идёт организационное деление курсантов?
Взвод у нас, это объединение из 3-4 отделений, а это примерно до 60 человек курсантов.
У нас в институте каждая учебная группа, до 30 человек. В каждой группе есть свой старшина группы. В его подчинении есть 3-4 командира отделений. Учебная рота это объединение из курсантов одной специальности по курсам. Всего в институте на двух факультетах 8 учебных рот юношей и отдельная 9 рота, состоящая из курсантов женского пола.
Почти армейский принцип организационного деления способствует укреплению дисциплины и воспитанию умений и навыков как командовать личным составом, так и уметь подчиняться своим командирам. Это здорово! Ведь без дисциплины на море делать нечего.
Большое спасибо Владислав за такой обобщённый рассказ о движении командиров-наставников старшекурсников Каспийского института.